Focus on the beautiful things in life (ukhudshanskiy) wrote,
Focus on the beautiful things in life
ukhudshanskiy

Categories:

М.М. Щербатов, "О повреждении нравов в России" (1787 г.)

Оригинал взят у [personal profile] hojja_nusreddin в М.М. Щербатов, "О повреждении нравов в России" (1787 г.)

Взирая на нынешнее состояние отечества моего с таковым оком,
каковое может иметь человек, воспитанный по строгим древним правилам

- у коего страсти уже летами в ослабление пришли,
- а довольное испытание подало потребное просвещение, дабы судить о вещах,
- не могу я не удивиться, в коль краткое время повредилиса повсюдно нравы в России.


Воистину могу я сказать, что естли, вступя позже других народов в путь просвещения
- и нам ничего не оставалось более, как благоразумно последовать стезям прежде просвещенных народов;
- мы подлинно в людскости и в некоторых других вещах, можно сказать, удивительные имели успехи
- и исполинскими шегами шествовали к поправлению наших внешностей


Но тогда же гораздо с вящей скоростию бежали к повреждению наших нравов
1. и достигли даже до того, что вера и божественный закон в сердцах наших истребились,
- тайны божественные в презрение впали.
2. Гражданские узаконении презираемы стали.
- Судии во всяких делах нетоль стали стараться объясняя дело, учинить свои заключении на основании узаконеней,
- как о том, чтобы, лихоимственно продавая правосудие, получить себе прибыток
- или, угождая какому вельможе, стараются проникать, какое есть его хотение;
- другие же, не зная и не стараяса познавать узаконении, в суждениях своих, как безумные бредят
- и ни жизнь, ни честь, ни имения гражданския не суть безопасны от таковых неправосудей.
3. Несть ни почтения от чад к родителям,
- которые не стыдятся открытно их воли противуборствовать
- и осмеивать их старого века поступок.
4. Несть ни родительской любви к их исчадию,
- которые, яко иго с плеч слагая, с радостию отдают воспитывать чуждым детей своих;
- часто жертвуют их своим прибытком,
- и многие учинились для честолюбия и пышности продавцами чести дочерей своих.
5. Несть искренней любви между супругов,
- которые, хладно терпя взаимственныя прелюбодеяния, или другия
- за малое что разрушают собою церковью заключенный брак,
- и не токмо стыдятся, но паче яко хвалятся сим поступком.
6. Несть родственнические связи,
- ибо имя родов своих ни за что почитают,
- но каждый живет для себя.
7. Несть дружбы,
- ибо каждый жертвует другом для пользы своя;
8. Несть верности к государю,
- ибо главное стремление почта всех обманывать своего государя,
- дабы от него получать чины и прибыточные награждения;
9. Несть любви к отечеству,
- ибо почти все служат более для пользы своей, нежели для пользы отечества;
10. И наконец несть твердости духу,
- дабы не токмо истину пред монархом сказать,
- но ниже временщику в беззаконном и зловредном его намерении попротивиться.


Толь совершенное истребление всех благих нравов, грозящее падением государству
- конечно должно какие основательные причины иметь,
- которые во первых я подщуса открыть,
- а потом показать и самую историю, как нравы час от часу повреждались,
- даже как дошли до настоящей развратности.


Стечение многих страстей может произвести такое повреждение нравов,
а однако главнее из сих я почитаю сластолюбие

- Ибо оно рождает разные стремительныя хотения,
- а дабы достигнуть до удовольствия оных, часто человек ничего не щадит.
- В самом деле, человек, предавшей себя весь своим беспорядочным хотениям,
- и обожа внутри сердца своего свои охулительные страсти,
- мало уже помышляет о законе божий,
- а тем меньше еще о узаконениях страны, в которой живет.
- Имея себя единого в виду, может ли он
--- быть сострадателен к ближнему
--- и сохранить нужную связь родства и дружбы?


А как государя считает источником, от коего может получить такия награждения
- которые могут дать ему способы исполнить свое сладострастие,
- то привязывается к нему, но не с тою верностию, каковую бы должен преданной к самодержцу своему иметь,
- но с тем стремлением, к чему ведет его страсть, то есть:
--- чтобы угождать во всем государю,
--- льстить его страстям и
--- подвигнуть его награждать его.


А таковые расположении не рождают твердости
- ибо может ли тот быть тверд, которой всегда трепещет не достигнуть до своего предмету,
- и которого твердость явным образом от оного удаляет?

______________________________________________
http://az.lib.ru/s/sherbatow_m_m/text_1787_o_povrezhdenii_nravov.shtml



Оригинал этого поста находится по адресу http://ukhudshanskiy.dreamwidth.org/7432132.html
Subscribe
promo ukhudshanskiy июнь 26, 2017 10:15 15
Buy for 10 tokens
Оригинал взят у salery в post РФ-ная элита неконкурентоспособна (какое там «противостояние Западу»… если бы даже и хотела) в основном не потому, что воровата. Во власти категорически мало элементарно интеллигентных людей. Поэтому она не способна проводить эффективную…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments