Focus on the beautiful things in life. (ukhudshanskiy) wrote,
Focus on the beautiful things in life.
ukhudshanskiy

Categories:

Нигилизм.

Оригинал взят у ltraditionalist в Нигилизм.
Николай Бердяев дал глубокую и основательную характеристику нигилизма.

"Нигилизм есть характерно русское явление.

Его главным идеологом признаётся Писарев.

Тип русского нигилиста был изображён Тургеневым в образе Базарова, который говорит: "умру - лопух вырастет".

В основе русского нигилизма лежит православное мироотрицание, ощущение мира лежащим во зле, признание греховности всякого богатства и роскоши жизни. Все силы должны быть отданы на освобождение трудового народа от непомерных страданий, на создание условий счастливой жизни, на уничтожение суеверий и предрассудков, условных норм и возвышенных идей, порабощающих человека и мешающих его счастью. Это - единое на потребу, всё остальное - от лукавого.

Нигилизм считает греховной роскошью не только искусство, метафизику, духовные ценности, но и религию.

Это есть вывернутая наизнанку православная аскеза, безблагодатная аскеза.

Нигилизм есть восстание против неправды истории, против лжи цивилизации; требование, чтобы история кончилась и началась совершенно новая, вне-историческая или сверх-историческая жизнь.

Умственный аскетизм нигилизма нашёл своё выражение в материализме; более утончённая и глубокая философия была объявлена грехом.

Отношение русских нигилистов к науке было идолопоклонническим. Наука, - под которой понимались, главным образом, естественные науки, в то время окрашенные в материалистический цвет, - стала предметом веры.

Греховными почитались государство, право, традиционная мораль, ибо они оправдывали порабощение человека и Природы.

Замечательнее всего, что русские нигилисты легко шли на жертвы, шли на каторгу и на виселицу. Они были устремлены к будущему, но для себя лично они не имели никаких надежд, ни в этой земной жизни, ни в жизни вечной, которую они отрицали. Удивительная жертвоспособность людей нигилистического миросозерцания свидетельствует о том, что нигилизм был своеобразным квази-религиозным феноменом.

Не случайно в русском нигилизме большую роль играли семинаристы, дети священников, прошедшие православную школу. Добролюбов и Чернышевский были сыновья протоиереев и учились в семинарии. Ряды разночинной "левой" интеллигенции пополнялись в основном из духовного сословия.

В среде семинарской молодёжи второй половины 50-х годов и начала 60-х годов назревал бурный протест против упадочного "синодального" православия XIX века, против обскурантской атмосферы духовной школы, против безобразия духовного быта.

Культурный уровень нигилистов-шестидесятников был ниже уровня культуры Чаадаева, И. Киреевского, Хомякова, Грановского, Герцена. "Идеалисты" 40-х годов интересовались, главным образом, гуманитарными науками, философией, искусством, литературой. Нигилисты 60-х годов интересовались, главным образом, естественными науками и политической экономией, что определило уже интересы большевистского поколения русской революции.

ДобролюбовДля понимания генезиса русского нигилизма очень интересен образ Добролюбова. На нём можно видеть, в какой душе родились нигилистические и революционные идеи. Это была структура души, из которой выходят святые. В детстве и в ранней молодости он был очень религиозен. У него было сильное чувство греха и склонность к постоянному покаянию. Он не мог себе простить, если он съедал "слишком много" варенья, слишком долго спал и т. п. Он нежно любил своих родителей, особенно свою мать, и он не мог примириться с её смертью. Он также не мог примириться с низменностью быта русского дворянства, с его обскурантизмом и невежеством, с отсутствием всякой реализации христианства в жизни. Добролюбов чувствовал себя окружённым "тёмным царством". Его главная статья, написанная по поведу Островского, называется "Луч света в тёмном царстве". Добролюбов мечтал о светлом счастье для человека, но сам этого счастья не знал, жизнь его была безрадостная и он умер почти юношей от чахотки.

ЧернышевскийЧернышевский, как и Добролюбов, был сын протоиерея. Его первоначальное образование было богословским, он воспитывался в семинарии. Он был очень учёным человеком, настоящим энциклопедистом, знал и богословие, и философию, историю и естественные науки, но, прежде всего, был экономистом. Как экономиста его очень ценил Маркс. Чернышевский был очень кроткий человек, у него была христианская душа и в его характере были черты святости. Он был приговорён к семи годам каторги и после этого провёл ещё 12 лет в Восточной Сибири в исключительно тяжёлых условиях. Сибирь и каторгу он вынес как настоящий подвижник.

Чернышевский написал утопический роман "Что делать?", который стал как бы катехизисом русского нигилизма, настольной книгой русской революционной интеллигенции. "Что делать?" - аскетическая книга, что-то в роде наставления в благочестивой жизни русских нигилистов. Герой романа Рахматов спит на гвоздях, чтобы закалить свой характер и приучить себя выносить страдания и мучения."

Кстати, вот таких людей, как Чернышевский и Добролюбов, и можно назвать подлинными революционерами. Именно благодаря их подвижнической жизни и самоотверженному служению идее высшей справедливости, социалисты стали популярны в народе. Они создали ореол святости вокруг социализма. Ну а потом уже, на этой святости стали паразитировать приплывшие из Америки троцкие и понаехавшие в запломбированных вагонах ленины. В конце концов главным паханом революционером стал уголовник Коба Джугашвили.

Сталин


Subscribe
promo nemihail 11:02, вчера 76
Buy for 20 tokens
Если официант затаил на вас обиду, то рекомендую в этом заведении больше не появляться. В сети полно забавных историй про то, как именно вам может отомстить официант. Самое страшное в том, что с большой долей вероятности вы об этом не узнаете. По крайней мере это не будет явным. Так что…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments